читать дальшеЭхх!... folco, ты уже наверное не помнишь, как однажды летом 2000 года притаскивал ко мне свой винт, на котором кроме клипа "Forever Young" по "Лапуте" и всего другого хорошего был "ром" с Chrono Trigger для эмулятора Super Nintendo?.. Тогда всё и началось: самая "живая" графика в стиле аниме среди игр своего поколения, нестареющий художественный дизайн Ториямы Акира (Dragon Ball Z) и игровой дизайн объединённых сил Сакагути Хиронобу (Final Fantasy) и Хори Юдзи (Dragon Quest), плюс музыка тогда ещё дебютанта Мицуды Ясунори (Xenogears, Chrono Cross, Xenosaga) сделали своё дело - такого удовольствия от прохождения я не получал нигде больше! Немудрёный, но тщательно сделанный сюжет про спасение мира путём путешествий во времени хватает за шкирку сразу и не хочет отпускать. Персонажи тоже не шекспировские, но отлично работают в сюжете и очень яркие: принцесса, сбежавшая от скучной придворной жизни в поисках приключений, чисто "паропанковская" девушка-механик-в-очках и с верным, но неуклюжим роботом, и главное, полностью бессловесный главный герой (повествование ведётся от членов партии и NPC, игрок же за главного героя делает выбор в диалогах) - всё сделано правильно и работает так, как нигде больше! Боевая система включает в себя самые лучшие придумки FF-серии тех лет (АТВ), отбрасывая всё тяжеловесное (классы и мудрёный апгрейд вооружения), но добавляя небольшой элемент аркадности в виде "совместных ударов" (персонажи учат новые удары, которые могут делать все вместе, нанося больший урон противнику) и "линий атаки" (монстры перемещаются по полю и если они встанут в линию, то удар придётся на всех на этой линии), и доставляет удовольствие несколько по-другому, чем все традиционные "позиционные" JRPG.
Честно пытался пройти этот шедевр до конца на эмуляторе, но не сложилось также, как и с FF6 - в то время было очень много отвлекающих факторов, плюс моя тогдашняя непоседливость. Потом, 5 лет спустя, я раздобыл переиздание Chrono Trigger'a для первой PlayStation - и правильно сделал: благодаря компакт-диску игра пополнилась рисованными заставками, созданными под руководством Ториямы, ещё одним вариантом финала (для лучшей сюжетной связки с "идейным сиквелом" Chrono Cross) и приятными дополнениями типа встроенного в игру музыкального плеера и полного "бестиария". Но снова не повезло: до начала мороки с переездом не успел осилить и половины основного квеста. Теперь вот - третий шанс. На портативной приставке, "в дороге", так как дома, в "стационарном виде" сейчас играть возможности очень мало.
Переиздание для Nintendo DS содержит все бонусы PS-версии, плюс такую мелочь как "арену монстров", где игрок может прокачивать монстров из игры, сталкивать их друг с другом, а также с "творениями" другого игрока по Wi-Fi Multi-card play. Но главную фишку этой версии, использующую возможности этой приставки с двумя экранами, причём одним из них сенсорным, я оценил по-достоинству. На верхнем экране разворачивается основное действие, а на нижнем, сенсорном, видна очень полезная карта текущей локации (или всего мира), плюс кнопки-иконки самых важных пунктов меню ("итемы", умения, статус...) - благодаря первому "удобству" очень сложно пропустить какой-нибудь тёмный угол локации с потенциальным полезным сундуком, а с помощью второго намного упрощается обращение с важнейшим элементом игрового процесса любой JRPG - игровым меню. В режиме боя "двухэкранные" возможности слегка "скромнеют" - большие сенсорные кнопки с именами монстров в центре экрана лучше бы дополнить таким же большим указателем их НР (особенность Chrono Trigger в том, что традиционное умение "сенсор" появляется у одного из персонажей практически в самом начале основного квеста), а не прятать его в углу экрана, где его ещё надо найти и рассмотреть, пропустив тем временем парочку ударов (боёвка в игрушке довольно быстрая, и особенно она кажется стремительной после "тактической" походовой, а оттого неспешной FF10). Вот так это примерно выглядит:
Ношу с собой DS, играю минут по 40 в день урывками... Не жалуюсь, радуюсь, и надеюсь дойти до конца и открыть парочку альтернативных концовок