CHAGE&ASKA
「そして、僕らは…」
Итак, трёхмесячная эпопея завершена - цикл научно-фантастических произведений братьев Стругацких "Полдень, ХХII век" дочитан!



Всё, кончено же, началось с 9 класса, когда я впервые открыл "Понедельник начинается в субботу"... и не смог "закрыть" до последней фразы :) Потом читал самые "признанные" вещи - "Улитку на склоне", "Пикник на обочине". К этому же примерно времени относится замечательная радиопостановка Эха Москвы "Трудно быть богом" - слушал тогда запоем, прямо как советские инсценировки разных сказок на пластинках в самом раннем детстве. Где-то в 11 классе я добрался до "Далёкой Радуги", которая в силу каких-то причин запомнилась мне больше всего, первая повесть из "Полуденного цикла", что я читал. Смысл в двух словах можно передать весьма эффектно: "История о том, как человечество изобрело телепортацию" :)



Всем, кто хочет познакомиться с циклом, рекомендую начать именно с "Далёкой Радуги", так как "исторически" первая книга в цикле, которая так и называется "Полдень. ХХII век" представляет собой сборник "не очевидно" стыкующихся между собой рассказов, создающих панораму жизни Земли в 22 веке. Причём жизни такой, как её себе представляли советские интеллигенты-шестидесятники: как будто, начиная с 60-ых годов 20 века "капиталистический" путь развития цивилизации впадает в кризис, а уже к 21 веку мир меняется кардинально и превращается в утопию, в основе которой нехитрое предположение, что к этому времени научно-технический прогресс достигнет таких высот, что материальных благ будет хватать абсолютно всем землянам, и проблема "борьбы за выживание" отпадёт сама собой, изменив тем самым человечество в целом. Теперь никому не надо заботиться о пропитании, и все могут спокойно заниматься тем, чем угодно. Это предположение - стандартная фича советской "бодренькой" научной фантастики тех лет ("Туманность Андромеды" и всё такое), но Стругацкие не пускаются в описания того, как на Земле 22 века жить хорошо. Их интересует другое: допустим, настанет время, когда каждому будет легко доступно всё, что он пожелает; допустим, что будет создана и будет успешно работать такая система воспитания и образования, продуктом которой будет идеальный человек, не способный к асоциальным действиям. Хорошо, допустим. Но что же дальше? Какие задачи и проблемы гипотетические могут встать перед таким человечеством?



Стругацкие предположили, что всё это будет связано с космосом. В 21 веке земляне осваивают солнечную систему и отправляются в другие галактики, где в конце концов встречается с другими цивилизациями, очень похожими на земную, но в большинстве своём находящимися на более низких ступенях развития. В желании помочь этим цивилизациям не допустить те ошибки, которые допустило земное человечество на пути своего развития, создаётся Институт экспериментальной истории, который с помощью специально обученных агентов-Прогрессоров, "внедряющихся" в эти цивилизации, пытается "спрямить их историю", помочь им в развитии. Эксперимент трудноосуществим - результаты его будут видны только через несколько столетий; идеи прогрессоврства испытывают кризис к середине 22 века. Но тут земляне сталкиваются со следами древней и невероятно могущественной цивилизации, представители которой тоже ставили какие-то загадочные эксперименты на разных планетах и над различными цивилизациями в космосе. Появляется гипотетическая вероятность "угрозы извне". Но в реальности неожиданность подстерегает в святая святых - на самой Земле, где устремлённое в космос человечество упустило момент зарождения из самого себя новой сверхцивилизации, с поистине неограниченными возможностями, но относящейся к землянам как "взрослые к смышлёному, но страшно докучному ребёнку". Конец 22 века знаменует собой раскол земной цивилизации, названный в последствии Большим Откровением.



Цикл "Полудня" не является чётко хронологическим и последовательным, его части - это отдельные зарисовки, эпизоды, факты, персонажи, объединённые одной "вселенной", что придаёт всей этой "конструкции" определённый шарм. Сам цикл непосредственно состоит из 10 произведений:



1. "Возвращение. Полдень 22 век" - эдакая "панорама Земли 22 века", представление многих концепций и персонажей, развивающихся или просто упоминающихся в других книгах. ИМХО, начинать знакомство с циклом именно с этого произведения не стоит - слишком много обрывающихся сюжетных линий и "скучностей", но очень интересно перечитать по завершении всего цикла.

2. "Далёкая Радуга" - ранний шедевр. "История о том, как человечество изобрело телепортацию" и "идеальные люди 22 века" в ситуации смертельной опасности, которая в 22 веке казалось бы невозможна. ИМХО, одно из величайших произведений всех видов искусств в жанре "катастрофы". Настоятельно рекомендую к прочтению в качестве первой книжки в цикле.

3. "Малыш" - очень даже приятная "история о космическом Маугли" особенно порадует тех, кто читал трилогию о Максиме Каммерере: мы оказываемся в эпицентре событий знаменитой операции "Ковчег" по перебросу первобытного населения планеты, солнце которой должно вот-вот взорваться, на безопасную планету, давая тем самым надежду на жизнь ещё одному человечеству. Вот оказывается почему Горбовскому пришлось срочно искать для папуасов другую планету! :)

4. "Парень из преисподней" - воплощение в жизнь задумки Руматы "Что будет, если аборигена отправить на Землю и пустить погулять?" А если абориген попался из выучеников тайной полиции тоталитарного государства, который кроме как "приказывать и наказывать" ничего не умеет? Отличная маленькая повесть, очень хорошо написанная.

5. "Попытка к бегству" - исторически знаменита как первая осуществлённая Стругацкими возможность "уйти от бодренькой фантастики" и столкнуть "идеальных, но совсем ещё зелёных мальчиков 22 века" с реальностью тоталитарного государства в неудачном пикнике на другой планете. Лично мне повесть не особо понравилась, так что я её сейчас не перечитывал, хотя возможно лишился некоторых незамеченных ранее камео и аллюзий на элементы вселенной Полудня.

6. "Трудно быть богом" - безусловно, самый "признанный шедевр" из цикла. Прямо "Прогрессор в действии" - конспирация, тщательно продуманные планы, Арканарские реалии, сонеты Цурена... Но лично для меня книжка ценна в первую очередь Гениально Написанный прологом о том, как двое мальчишек и девчонка сбежали в погожий денёк из интерната, чтобы поиграть на опушке в Вильгельма Телля... или Арату Красивого :) И обязательно - ВСЕМ слушать блистательную радиопостановку Эха Москвы!

7. "Беспокойство (Улитка на склоне - 1)" - неоднозначная штучка. Знаменитая философская "Улитка на склоне" родилась на основе фабулы этого "как бы черновика", интересного в первую очередь тем, что он описывает, как выглядит знаменитая "на весь Полдень" планета Пандора для любителей острых впечатлений. Но представляет оно из себя то же самое, что и "Улитка", только в главах Управления оно само заменено на базу землян, а Перец - на любимого всеми Горбовского, который также как и Перец сидит на краю обрыва, бросает с него камешки в бескрайнюю пропасть Леса, и подвергается смутным, но тревожным мыслям - "угроза извне?" В свою очередь, в "Лесных" главах всё то же самое, но Кандид заменён на бравого и ещё молодого Атоса-Сидорова, пытающегося выбраться из этого проклятого Леса, а заодно и разгадать загадку этой странной Пандорской биологической цивилизации, о которой земляне "вне Леса" даже и не подозревают! Немножко жалко, что всё это "сюжетно" так и не заканчивается: Горбовский всё так и не разобрался, чего он вообще беспокоится, а Атос из Леса так и не выбирается (хотя потом, в других книжках он ещё появляется много раз). Читать - только фанатам Полудня, остальным обязательно читать классическую "Улитку на склоне".

8. "Обитаемый Остров" - первая часть трилогии о Максиме Каммерере и ИМХО не очень идеальный большой приключенческий роман. Неохота мне о нём писать - не люблю я его :)

9. "Жук в муравейнике" - вторая часть трилогии о Максиме Каммерере и ИМХО Одна из Вершин всего Полуденного цикла. Стругацкие начинают эксперименты со стилем, они не сколько уже рассказывают историю, ведут повествование, а расследуют вместе с сотрудником "Комиссии по Контролю" (о как! И эта организация, между прочим, на идеальной Земле 22 века, где все друг другу верят! Но кое-кто боится "угрозы извне"...) Максимом Камммерером тайну личности некоего Льва Абалкина, оперируя фактами и документами. Рекомендую к прочтению в качестве Предпоследней Книги Цикла.

10. "Волны гасят ветер" - третья часть трилогии о Максиме Каммерере и ИМХО Вторая из Вершин всего Полуденного цикла. Великолепный стилистический эксперимент - "роман в документах!" Внешне представляет собой набор всяческих казённого вида справок, расшифровок аудио- и видеозаписей, свидетельств очевидцев, реконструкций событий... Но на самом деле эти разрозненные нагромождения складываются в своеобразный постулат идей всего цикла - фактически то, ЗАЧЕМ Стругацкие создавали всю эту вселенную. Стилистическое решение некоторым (не мне!!!) кажется спорным, но "идейную значимость" не отрицает никто. Рекомендую этой книгой завершить знакомство с циклом.





Вообще, Стругацких очень интересно читать, будучи знакомым с японским языком. Старший брат Аркадий Натанович был японоведом и хорошим переводчиком, так что различные "нихонские фишки" в тексте практически любого их произведения просто радуют глаз. Известно, что братья всегда хотели написать отдельную вещь о "гигантском древнем головоногом" - огромном и разумном спруте или осьминоге, живущим в морской пучине и обладающим фантастической силой. Так они и не собрались написать отдельное произведение, но всяческие головоногие у них действуют во многих книжках, причём они там буквально неразлучно с японской темой! В "Сказке о Тройке" действует Спрут Спиридон, в связи с которым постоянно упоминается Япония. В "Полдне, 22 век" целый рассказ посвящён охоте на гигантского головоногого, причём одним из персонажей выступает японка - океанолог Акико. Некоторые элементы мира Полудня носят японские имена - например, процедура "фукамизация" (в честь изобретателей - сестёр Фуками) - прививка "бактерии жизни", обязательная каждому земному новорожденному, в разы улучшающая сопротивляемость организма внешним воздействиям, без которой невозможно было бы прогрессорство с медицинской точки зрения - все бы померли от неизвестных внеземных вирусов. В "Трудно быть богом" полные имена благородных донов произносятся с соединительной частицей "но" - как в японском языке: "такой-но сякой-но..." В "Малыше" упоминается некий эсторский марш (место - тоже из "Трудно быть богом"), который кроме всяких флейт и литавр играется ещё и "нэкофонами!" Нэкофон - вообще словечко как будто прямиком из сленга отаку :)



В общем, "Полдень" оставил после себя много впечатлений, мыслей, переживаний. Причём всякого "марксизма-ленинизма" и прочих идеологических завываний обнаружено не было - статуя Ленина мелькнула пару раз в самом раннем произведении цикла ("Полдень. 22 век"), но после "Волны гасят ветер" на это уже не смотришь. Очень рекомендую почитать "Полдень" тем, кому надоело апокалиптическое или "буржуазное" киберпанковское видение будущего, ведь если допустить, что случится чудо и люди всё-таки перестанут грызться между собой, да и научно-технический прогресс будет развиваться такими темпами, как в 1-ой половине 20 века (ещё бОльшее чудо), то жизнь будет очень похожей на то, что описано у Стругацких.

@темы: АБС, Ностальгия, Рассуждения